Sapfo
Sapfo телефоны



Главная  »  Домашний очаг  »  Ребенок и деньги: так ли все просто?

Ребенок и деньги: так ли все просто?


Финансовое воспитание это постижение жизненно необходимых знаний. Для того, чтобы ребенок вступил во взрослую жизнь бережливым, финансово независимым и уравновешенным по отношению к деньгам человеком, необходимо заниматься его финансовым воспитанием с раннего детства. Родители должны помнить слова Роберта Кийосаки: «Наука о деньгах – предмет, изучаемый дома, а не в школе». Умению обращаться с деньгами необходимо учить ребенка так же, как вы учите его личной гигиене или порядку в доме.

В основе успешного финансового воспитания ребенка лежит нескольких ключевых принципов, которые родители должны донести ребенку:

- деньги не цель, а средство для достижения и сохранения независимости;
- откладывать деньги – хорошо, копить деньги ради самих денег – плохо;
- тратить следует с умом и в соответствии со своими возможностями;
- деньги – это сила, которую можно использовать и во зло, и во благо.

Чем раньше начнете обучать ребенка финансовой грамотности – тем лучше. В возрасте от 5 до 8 лет главные эмоциональные черты ребенка любопытство и любознательность, неусидчивость и огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить вести счет деньгам, объяснять ценность и назначение денег, формировать умение отличать желания от потребностей.

Учимся, играя: практические советы по финансовому воспитанию

1. Еще в раннем возрасте подключайте детей к процессу обмена денег на товар: перед расчётом в кассе дайте ребёнку деньги, кредитную или дисконтную карточку, чтобы он передал их продавцу. Таким образом, непосредственно участвуя в процессе покупки, к ребёнку приходит понимание практических товарно-денежных отношений.

2. Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь говорить: «Нам это не по карману», «Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а потом объясните почему.

3. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров. В большом магазине организуйте игру «Поиск сокровищ». Пусть ребенок найдет вещи на заданную тему по нужной цене. Покажите, в каком виде товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по несколько упаковок или вразвес.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы.

5. На собственном примере демонстрируйте детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

6. Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько и на что потратит деньги ребенок. Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, подсчитывайте вместе общую сумму покупки в процессе выбора.

Разговор дороже денег: Разговариваем о деньгах и семейном бюджете

С того момента, когда малыш говорит свое первое «Купи!» (это происходит примерно в 4 – 5 лет после 2 – 3-летнего этапа «Хочу!»), пора поговорить с ним о деньгах и о семейном бюджете.

Используйте для этого фантазию, придумайте сказку о Семейном Бюджете, который выглядит, например, как огромное озеро, в которое одни речки вливаются, а другие выливаются, и насколько важно, чтоб озеро не пересыхало. Можно сопровождать рассказ рисунком или попросить ребенка нарисовать иллюстрацию к сказке. Вы приятно удивитесь возможностям образного мышления своего чада.

Особое внимание нужно уделить семейным расходам. Расскажите об оплате за квартиру, коммунальные услуги, продукты питания или одежду. Превратите свой рассказ в игру, развивая математические способности ребенка.

Для того чтобы ребенок лучше понимал сущность семейного бюджета и с ранних лет учился финансовому планированию, определите его обязанности. Например, уже с 4–5 лет можно поручать ребенку покупать какие-то продукты. Во-первых, ребенок учится считать, во-вторых, учится правильно формулировать просьбу продавцу и, в-третьих, постепенно формирует свою «покупательскую» способность.

В старшем возрасте доверьте ребенку заполнять за вас квитанции об оплате коммунальных услуг. Вместе с ним подсчитывайте суммы, которые вам необходимо уплатить. Выберите один постоянный вид расходов (походы в кино, покупка любимых книг или видеофильмов), по которым ребенок будет сам вести учет затрат.

О пользе карманных денег

Решающее влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или материальное положение семьи. Поэтому, с того момента, как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег, осознает, что это такое, – они должны у него быть. Ведь нельзя научиться управлять своими эмоциями и мыслями, когда ты держишь в руках «игрушечные» деньги.

Обучение финансовой грамотности ребенка происходит именно при помощи карманных денег – средств, которыми ребенок распоряжается по своему усмотрению. Они помогут вам не только в воспитании – выдавая карманные деньги, вы освобождаете себя от необходимости делать незапланированные покупки, которые дети иначе все равно вынуждают вас совершать.

Д. Нельсен в книге "101 совет по воспитанию детей" рекомендует начать давать монетки уже 2-х – 3-х летнему ребенку с тем, чтобы он складывал их в копилку. Родители должны сами определять, сколько давать ребенку на карманные расходы, исходя из собственной жизненной ситуации. Начинать нужно с малых сумм – большие деньги и возможности тратить их без ограничений – непосильная ноша для маленького человека. Сумма должны быть фиксированной в определенный промежуток времени – ребенок должен научиться самостоятельно распоряжаться ограниченными ресурсами.

Чем меньше возраст, тем деньги нужно выдавать чаще, так как дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то он, скорее всего, потратит всю сумму в первые несколько дней. Детям постарше лучше выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия как «бюджет».

Умение экономить и сберегать

Ежемесячно откладывая деньги на новый велосипед или игровую приставку, ребенок видит цель, начинает понимать приоритеты в распоряжении деньгами. Спланированная покупка приобретает в его глазах большую ценность, чем мгновенно исполненное желание. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Не старайтесь подталкивать копить деньги на очень дорогие вещи – далекая перспектива снижает интерес ребенка и уменьшает воспитательный эффект.

Интересуйтесь тем, на что были потрачены карманные деньги – вы должны знать, чем увлекается ваш ребенок. Если ваш ребенок просит совета в трате денег, никогда не отказывайте ему в этом – помогите правильно распланировать свои затраты и упорядочить желания. Но при этом не давите на ребёнка, не пытайтесь навязать свою мысль: помните, у людей разного возраста разные ценности. Если вы начали беседовать с ребёнком на эту тему, ваша задача давать советы, задавать направляющие вопросы и оставить последнее слово за ребенком.

В младшем возрасте поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый кошелек. Для того чтобы ребенок не просто откладывал деньги, но и знал о возможностях их приумножения, в старшем возрасте можно рассказывать о банковских счетах, акциях, инвестициях.

Помогите ребенку открыть текущий счет в банке для оплаты его особого увлечения или цели. По украинскому законодательству текущие счета на имя детей могут открывать их родители или опекуны. Дети от 14 до 16 лет могут самостоятельно открывать счета при наличии некоторых документов, а несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 могут открывать банковские счета на общих условиях. Средствами на счетах детей (до 14 лет) распоряжаются их родители (опекуны), самостоятельно распоряжаться средствами дети могут только с согласия органа опеки и родителей или при условии, что они сами вносили деньги на счет (в том числе стипендию или заработок). Данные правила также действительны для открытия платежных дебетных карт.

Некоторые банки предлагают несовершеннолетним клиентам открытие текущих счетов, а также платежных карт. При этом популярным среди клиентов-родителей является открытие текущего счета с дополнительной картой для ребенка. Держателем основного счета устанавливается лимит, в пределах которого ребенок может воспользоваться родительским кошельком. Кроме того, можно воспользоваться услугой M-banking, которая позволяет получать информацию о каждом платеже ребенка – на мобильный телефон взрослого приходит сообщение о том, что купил его ребенок.

Ошибки воспитания

Отношение к деньгам закладывается с детства и самое большое влияние на детей в этом процессе оказывает поведение их родителей. Среди распространенных ошибок воспитания ребенка – оплата хороших отметок и работы по дому. Ребенок должен ставить перед собой цели и стремиться к их выполнению, и поэтому учиться, а помогать близким, потому что он их любит. Для мотивации уборки или хороших оценок лучше также находить нематериальные стимулы. Штрафы за плохую учебу или плохое поведение также недопустимы, зато будет правильно привлечь ребенка к исправлению своих ошибок, например, восстановлению испорченного им.

Если в семье финансовые трудности, не нужно чрезмерно эмоционально демонстрировать свою озабоченность финансовым состоянием или наоборот тщательно скрывать это от ребенка. Родители спокойно и доходчиво должны объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые проблемы и как семья собирается с этим справляться. Это не только сформирует правильное отношение ребенка к деньгам, но и благоприятно повлияет на поддержание доверительных отношений между вами.

Недопустимо откупаться от детей деньгами и подарками. Отсутствие здорового контакта между родителями и детьми приводит к подмене реальных эмоциональных отношений "товарно-денежными".

Не стоит также безоговорочно потакать всем финансовым желаниям вашего чада – вы рискуете вырастить его эгоистом, не умеющим самостоятельно зарабатывать деньги.

Это интересно

Интересно, что детям в раннем возрасте безразлично, на чьи средства приобретена вожделенная вещь, а вот начиная с 12 – 13 лет дети отдают явное предпочтение тем вещам, которые являются только их личной собственностью и были куплены на их собственные деньги.

Интересно, что согласно опросу, проведенному Йоркским университетом, среди детей в возрасте от 11 до 15 лет подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата.

Интересно, что в Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, семилетний ребенок – 1,5 – 2 евро, десятилетний – 10 – 12 евро, с 13 лет – уже 20 евро, а пятнадцатилетний подросток – 25 – 30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

Благодарим за помощь в подготовке материала Светлану Черкай, Эрсте Банк

Советы беременным Советы косметолога Советы гинеколога Советы для женщин





 

© 2009 - 20 Женский образовательный клуб "Сапфо"
Tel.: +38 (044) 237-90-05
Mail: info@sapfo.com.ua
Веб-студия NewHost - создание сайтов